МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

С 01.01.2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2020 № 473- ФЗ) Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины. 
С 2021 года соотношение величины прожиточного минимума на душу населения  в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума  для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации - в размере 97 процентов.

Величина прожиточного минимума на душу населения по Свердловской области на очередной год устанавливается Правительством Свердловской области с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в Свердловской области.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Свердловской области устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Свердловской области за второй квартал 2020 года.

На 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения Свердловской области, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения Свердловской области, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации.

За предыдущие периоды:

С 1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного минимума производились на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г., разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации".

С 2000-2020 гг. величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ) представляла собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, определяемые ежеквартально в среднем на душу населения, а также для трех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), и устанавливаемые: в целом по Российской Федерации – Правительством Российской Федерации (начиная с IV квартала 2017 г. – Минтрудом Росси). Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществлялась на основании Федеральных законов "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (в 2000-2004 гг. она определялась на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ, в 2005-2012 гг. – на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ, с 2013 -2020 гг.– на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

В Свердловской области потребительская корзина устанавливалась Правительством Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области от 24.05.2013 № 47- ОЗ «О потребительской корзине в Свердловской области на 2013-2020 годы» (в редакции от 07.12.2017 № 129- ОЗ).

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2049, начиная с 1 января 2021 года, формируется  показатель "Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности" (до 2020 года включительно - "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума").

Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их  соизмерения с границей бедности.

Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период к IV кварталу 2020 г., определяемый цепным методом. Базовая граница бедности соответствует значению величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в целом по Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) за IV квартал 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ).

Население с уровнем денежных доходов ниже границы бедности – население, проживающее в домашних хозяйствах со  среднедушевыми денежными доходами ниже границы бедности, определяемой расчетным методом, исходя из фактического состава обследуемого домохозяйства и границы бедности по социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства. Денежный доход домохозяйства  включает все поступления в денежной форме, которые это домохозяйство или его отдельные члены получают на годовой или более частой основе.

Дефицит денежного дохода до 2020 г. включительно - сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума. С 2021 г. - сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже границы бедности до границы бедности.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20 (10)- процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) - характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Расчет рядов распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов осуществляется на основе применения методов имитационного моделирования путем преобразования данных эмпирического распределения, полученного на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ), в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевого денежного дохода, полученного по данным баланса денежных доходов и расходов населения).